Вы и общество... Как разобраться, что происходит?
Каждый человек стремится понять самого себя и других, подыскивая объяснения
наблюдаемым поведениям.
Каждый имеет своё мировоззрение. На основе этого в повседневности создаются и
используются нами представления о реальности. Даже простое молчаливое
присутствие другого постороннего человека изменяет поведение любой
социализированной личности.
Коллективное приспособление к условиям жизни. Люди, как правило, живут в группах
и большинство их поступков связано с прошлым, настоящим или будущим поведением
их товарищей. И как результат - взаимные уступки людей, зависящих друг от друга
и приспосабливающихся друг к другу. Люди сообща приспосабливаются с условиями
жизни.
Обязанность - это то, что человек чувствует вынужденным делать, находясь в
определённой роли. Это даёт ему право предъявлять и свои права другим. Принятие
роли означает исполнение обязанностей + реализацию прав. Все объекты оцениваются
нами с точки зрения прошлого опыта. Мы разделяем всё на желаемое или избегаемое
и придаём позитивную или негативную ценность объектам.
Объединённые в группы, люди воспринимаются нами стереотипно так, как будто все
они обладают одним психотипом (примеры: 'старые девы', 'кавказцы' и пр.). Мы
ожидаем от людей, соответствующего их поведения. Наши гипотезы мы подтверждаем
сравнением с подобным или с чужим опытом. Таким образом, отношение к
малознакомому человеку зависит от того, к какой категории его относят и как
оценивается эта категория.
Люди, воспринимающие себя с существами одного рода и общаются в основном с ними,
контактируя с 'чужими', относят их к сорту другому. Внутри групп существует
некая этика взаимоотношений. Есть 'кодекс чести' в Армии, спорте, любом клубе по
интересам. Участие в группе происходит с разной степенью вовлечённости: от
безразличия до фанатизма. Правила для вступления в группу тоже - разный.
Некоторые - требуют 'голубой крови', некоторые материального вклада или
интеллектуальных способностей, другие - полной самоотдачи: монахом невозможно
быть по совместительству. Каждый социальный мир нарабатывает свой сленг,
словарь, нормы взаимоотношений, способы разговоров и действий, логику мышления.
Каждый человек ежесекундно пребывает в двух средах - в реальности, обозначенной
'своей' группой и во внутреннем мире, которому человек сам придаёт значение.
Способность понимать состояния других, сочувствовать им и принимать в расчёт их
чувства называется эмпатия. Развитость этой способности способствует налаживанию
гармоничных отношений.
Мышление человека - это его диалог с самим собой.
Что человек говорит, относится к содержанию речи, а то, как он это делает, стиль
- выражает отношение человека к предмету и собеседнику.
Во время неожиданных изменений взаимоотношений, когда нормы становятся
неадекватны, люди не знают, чего им можно ждать друг от друга и как правильно
вести себя. В такие периоды обостряется осторожность и повышается внимательность
к окружению. Будучи неуверенны в самих себе, люди ищут убеждённость и
уверенность в других, к которым тянутся не из приязни, а из страха одиночества.
Не существует единого мнения о том, что значит 'нормальность'. Достоверно
известно только то, что никто не может быть без недостатков. 'Нормальность' и
'ненормальность' - не являются противоположностями. Можно говорить только о
степени адекватности человека к ситуации и к самому себе. Большинство взрослых
людей сознательно делают то, что сами считают правильным и приличным.
Самоконтроль основан на чувстве правильного.
Моральное поведение становится возможным после того, как человек берёт контроль
на себя, снимая ответственность с других.
Действуем по отношению к себе мы обычно так же, как другие - к нам или мы - к
ним.
Человек рассматривает сам себя - есть отражение того, что, по его мнению, думают
о нём другие, а в действительности это не обязательно так. Если к человеку
относятся, как к особенному, то он начинает ощущать себя необычным, поэтому
мнение человека о собственных физических данных и внутренних особенностях, об
ожиданиях на его счёт, формируется в процессе его участия в организованных
группах. Поступки человека проистекают из его отраженного представления о себе.
Честь человека и степень его гадкости, весь диапазон реагирования - это модель
его поведения, которой он придерживается, поскольку занимает определённое
положение.
Сознательное поведение - есть не столько проявление того, каков человек есть на
самом деле, сколько результат самопрезентации человека, сложившегося на основе
обращения с ним окружающих. Люди стараются быть такими, какими, по их
представлению, они должны быть. Выбирая своё внешнее проявление, на самом деле
мы решаем, какими мы хотели бы быть для себя или других. Выбор - всегда
внутренний. Внешнее поведение - лишь следствие принятого решения. Понять, что
делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит сам для себя
каждый человек.
Вина - это обвинение самого себя с точки зрения своей группы. Люди живут в
некотором соответствии с групповым стандартом, так как последний является
критерием, который они сами для себя установили. Поэтому приспособление к другим
включает и согласие с самим собой.
Человек и его поведение во многом обусловлено стремлением сохранить или повысить
свой социальный статус. Обязанности, связанные с этим положением, человек
рассматривает как личные обязательства, требования, за которые он персонально
отвечает. Люди готовы жертвовать личными интересам для их выполнения. Если
выполнять обязанности не хочется, то предпринимаются усилия для избежания
неблагоприятных реакций общества.
В каждом социальном мире люди стремятся к своим целям, которые сами считают
стоящими. Символы достижений могут быть разными: присутствие на премьерных
показах, шубы и драгоценности, швейцарские часы или немецкие автомобили. Эти
символы успеха призваны обеспечить признание положения человека в той группе, с
мнением которой он считается.
Переходя в другую группу, он обнаруживает, что в ней имеют смысл другие действия
и достижения. Самоконтроль, по сути - социальный контроль, которым каждый
ограничивает самого себя, оценивая намеченную линию поведения с точки зрения
группы, которые он принимает как свои собственные.
Как мы реагируем на оценки со стороны?
Разной ценой нам даётся внешнее подчинение. Некоторые люди так стараются
угодить, быть приятными всем, что поступают в соответствии с желаниями,
приписываемыми другим. Есть активно и пассивно зависимые люди. Последние
испытывают недостаточную уверенность в себе и чувство неполноценности. За
высокомерием может скрываться страх людей. Это связано и с самооценкой и
самоотношением людей. Автономность или уступчивость человека отчасти зависит от
социальной дистанции, на которой он держится от других. Полная изоляция от
других лишает человека возможности сопоставлять самооценку с 'обратной связью'.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Чувство - устойчивая ориентация по отношению к определённому человеку или
группе. Чувство - значение, то есть то, что один человек значит (имеет ценность)
для другого. Ненавидеть кого-то - это значит иметь готовность действовать
агрессивно или защищаться.
Когда мужчина влюблён в женщину, то он испытывает радость в её присутствии,
грусть - в отсутствие, страх, когда появляется опасность её потерять и ярость,
когда она подвергается нападению. При ненависти - наоборот. Размер ценности -
можно понять по усилиям, которые мы затрачиваем для того, чтобы добиться кого-то
и сохранить его в целости.
Буйер утверждал, что чувства основываются на приписывании другим наших
собственных качеств. Нам кажется, что любимый одарён качествами, подобными нашим
собственным. При очень сильном чувстве возникает идеализированние - возведение
на пьедестал. Чувства часто бывают двойственны - когда один и тот же объект
вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и
ненависти, удовольствия и неудовольствия. Одно из чувств иногда подвергается
вытеснению и маскируется другим.
В начальный период отношений, внимательность и осознанность выше, чем на этапе
установившихся взаимоотношений. Потом всё начинает восприниматься как само собой
разумеющееся. Чувства - не исчезают, мы их меньше осознаём. Чувства встроены в
систему взаимоотношений, поэтому нуждаются в поддержке их участников. В любовных
отношениях другая сторона оценивается как желаемый объект. Любящий может быть
заинтересован преимущественно в собственном удовлетворении или в удовлетворении
объекта. Греки любовь из-за полезности называли Эрос, а чувства ради самого
человека - Эгейп.
Собственническая любовь подразумевает отношения, основанные на порабощении или
повиновении.
Бескорыстная любовь - в создании благополучия другому. Любящий больше
заинтересован в другом, чем в самом себе.
Человек обладает властью постольку, поскольку другие продолжают покоряться.
Господство любого рода подразумевает недостаточное уважение, но когда
подчинённый воспринимается как низменный объект, неуважение может перейти в
садизм. Другая сторона может ответить обидой и возмущением. Люди, которые
ненавидят слишком долго и слишком сильно, сами себя обрекают на муки, создавая
контрастные образы в воображении. Чувство честной игры притупляется, они могут
потерять способность к жалости и благодарности.
Мы к разным людям относимся по-разному, но существует как бы общий стиль
отношения к окружающим. Тип отношений, в которые вовлекается человек, зависят от
того, что он за личность. Мы предполагаем, что другие похожи на нас самих и
пытаемся понять их поведение. Но мы не можем приписывать другим те переживания,
которые сами никогда не испытывали. У каждого есть свои интересы и предпочтения,
вокруг них выстраивается картина мира - мировоззрение. Если человек верит, что в
мире царит закон джунглей, то он всю жизнь будет готовиться к нападению. Есть
люди, у которых всё взаимоотношения сводятся к власти, они поглощены целью о
власти. Любовь для них или восхищение или самовосхваление, а не привязанность.
Тех, кто к власти или не стремится или не добивается, они расценивают как слабых
или наивных и презирают. Ориентированных на власть, они боятся или уважают.
Тот, кто не любит себя, не может любить и других. Если человек, не считает себя
достойным любви, его преследуют мысли о том, что другие думают о нём, он не
чувствует себя в безопасности и поэтому сосредоточен постоянно на себе самом. Он
не умеет и ему 'некогда' любить других. И он подозрителен к тем, кто это чувство
испытывает. Между уважением к самому себе и интересом к другим людям существует
прямая связь. Отношение между одобрением самого себя и благосклонностью к другим
остаётся постоянным независимо от популярности человека.
Чувства сохраняются и развиваются при двухстороннем участии и взаимности.
Правда, подкрепление не обязательно должно быть положительным. Тип поддержки
зависит от личности и её интересов. Любовь застенчивого и робкого человека может
вызвать взаимность у одних и надменность у других людей. Агрессивные чувства в
ком-то возбудят враждебность, а в ком-то смирение и послушание. Будут ли реакции
другой стороны достаточны для продолжения отношений, зависит от личности первой.
Когда существует неопределённость, требуются различные символы чувства -
признания в любви, подарки, откровенность, секс и пр.
Чувства вторгаются в организацию поведения и влияют на деятельность. Люди,
например, очень долго могут дружно работать, а потом ссорятся, предполагая, что
один из них может вырваться вперёд. Люди могут злиться на тех людей, которые
хороши собой, вежливы и нравятся противоположному полу. Можно невзлюбить коллегу
за его стахановский труд и усердие. Потому что он как вечный укор для нашей
лени. Наши чувства могут быть изначально направлены против наших недостатков, а
впоследствии перенесены на других.
Там, где все люди придерживаются этикета и остаются 'себе на уме', дистанция
максимально велика. Напротив, близкие друзья знают и прошлое и мечты о будущем
друг друга. Уменьшается самоконтроль и скрытность каждого, повышается
спонтанность и импульсивность самовыражения.
Некоторые виды контроля служат для сохранения упорядоченности групповой жизни.
Человека, который не любит своих родителей, близких или ненавидит своего соседа,
часто преследует чувство вины. Мысль о том, что близких 'надо любить' укоренена
столь глубоко, что эту норму люди не могут позволить нарушить даже самим себе.
Напротив, существуют неписаные законы, запрещающие какие-то отношения. Например,
роман на службе или между родственниками. Этикет - способ сохранения
сдержанности, невзирая на близость. Если прихожанке случится влюбиться в
духовника, то она должна будет подавить своё влечение. Если больной влюбится в
медсестру или в психолога - сложнее.
Враждующие и подчинённые группы часто определяются так, что близкие отношения с
ними представляются омерзительными. Например, связь с бомжами, уголовниками или
неграми.
Люди предпринимают много усилий для самоусовершенствования своей фигуры и
душевных качеств в надежде повысить свой социальный статус. Зачем? Часто для
того, чтобы повысить свою ценность в глазах людей, которых любят сами. А ещё они
надеются, что, будучи более привлекательными, они смогут позволить себе больше
удовольствий и радостей.
Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его
уровня собственного достоинства. Когда человек отказывается делать нечто
аморальное, его могут назвать гордым. Когда он изо всех сил старается убедить
других в своей значимости, его упрекают в тщеславии. Когда он отказывается от
высокой и заслуженной, по мнению окружающих, оценки, ему говорят, что он
чересчур скромничает. Оценить самого себя - это значит рассмотреть себя внутри
некой системы, сопоставить себя с кем-то. Критерии, по которым люди оценивают
друг друга, зависят от культуры. Это может быть внешняя привлекательность:
качество зубов, волос, ногтей, длина ног; могут быть внутренние достоинства:
интеллект, чувство юмора. Оцениваться может и линия поведения, личностные
проявления (скверный - замечательный) и т.д. Люди обычно не ценят то, что имеют
сами, поэтому завидуют друг другу. Среди наиболее общих стандартов суждения о
себе самом - идеалы мужественности и женственности.
Собственное достоинство складывается из чувств, которые он испытывает к самому
себе. Он может относиться к себе, думая только о полезности и надобности себе и
другим. Человек может быть 'нарциссичен' и постоянно ублажать себя. Человек
может быть ориентирован на поиск власти; может любить или ненавидеть себя.
Человек с низким уровнем собственного достоинства может не только не заметить
своих слабостей, он может рассматривать себя как совершенство. Идеализация себя
возможна за счёт 'выгодных' интерпретаций. Например, человек агрессивный может
описывать себя, как тот, кого нельзя запугать; беспутный, как увлекающийся и пр.
Или, когда заметный недостаток воспринимается человеком как незначительный.
Наконец, используется перенос своих переживаний - на другого. Проецирование -
приписывание другим тех черт, которые человек не может признать в себе. Люди, не
способные признать и исправить собственные недостатки, склонны приписывать их
окружающим.
Уровень собственного достоинства человека определяется не тем, что он заявляет
публично и даже не тем, что он искренне думает о себе самом, а тем, как он
постоянно действует по отношению к себе. Свидетельства достаточного развития
внутреннего достоинства проявляются, даже если человек кажется очень скромным.
Он руководствуется своими собственными стандартами, не оскорбляя при этом
окружающих; не очень разочарован, когда другие с ним не согласны; не ищет
самооправданий и не занят самобичеванием, если терпит неудачу. Он обращается с
людьми уважительно и на-равных, независимо от их социального статуса; он не
сомневается в своей способности помочь окружающим и старается это делать; он не
ожидает, что другие должны его отвергнуть. Он не робок и не чрезмерно застенчив;
он не отвергает похвалы, которую заслуживает и к самому себе такой человек
относится с уважением и пониманием, ожидая того же от других. Когда человек не
может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия
направляются не на самопознание, а на самозащиту. Сил на это может уйти столько,
что больше ни на что другое не хватает.
Некоторые уверены, что их затруднения происходят от низкого социального статуса,
поэтому они посвящают жизнь улучшению своего положения в обществе. Социальная
мобильность направляется на достижение такой позиции, которая принесёт им
уважение, востребованность, положительные изменения в их жизни и у окружающих.
Правда, добившиеся успеха, кажутся утратившими способность иметь друзей.
Люди, ориентированные на власть, хотят выделяться во всём и расстраиваются,
когда их талантов оказывается недостаточно.. Со стороны они выглядят сильными,
независимыми, самоуверенными. Но чрезмерные амбиции, так же как и очень низкий
уровень притязаний выдают неприятие самого себя. Вместо того, чтобы искать
просто славы, человек идентифицирует себя с достойным делом: вкладом в науку,
культуру, спорт или миссионерством и посвящает ему жизнь. Это может привести к
фанатизму. Фанатики - люди, которые отчуждены от самих себя. Они проявляют
слепую веру и остаются верными делу даже в неблагоприятных условиях.
Для преодоления комплекса неполноценности, человек может просто 'убежать от
себя' и избегать ситуаций, где он его испытывает. Побег может случиться в
психушку, алкоголизм, нарко- и игроманию. Чем больше человек отдаляется от себя,
тем меньше воспринимает себя как человеческое существо, скорее, как
постороннего. Возникает постоянное нарушение памяти (забывчивость).
Другое нарушение. Во враждебной обстановке, там, где нет удовлетворения, человек
может создать замещающий мир, где его судьба будет легче. Сначала наблюдается
потеря интереса к среде, особенно - к людям, затем фантазии занимают место и
личность исчезает Возникает виртуальный мир, в котором он может существовать без
контакта с обществом. Отношения лишаются смысла и становятся безжизненными.
Человек ещё больше отдаляется от других и погружается в мир грёз.
Моральное поведение - это поведение, которое не имеет иных санкций, кроме
совести и собственного чувства порядочности. Общество сновано на личной
ответственности, которую люди чувствуют друг перед другом. То, насколько они
выполняют взятые на себя обязательства, зависит от сформировавшихся чувств в
отношении себя и других. 'Верный способ быть обманутым - считать себя хитрее
других'. Группа не может существовать долго, если не поддерживает такие
ценности, как: верность, честность и прямота. В неблагоприятной обстановке,
отсутствие моральных принципов у её членов приводит к распаду, потому что от
людей, которые в обычной жизни не доверяют друг другу трудно ждать согласия и
сотрудничества в опасности.
Люди борются за социальный статус, чтобы быть уверенными, что в их обществе к
ним будут относиться с уважением; они борются за личный статус, чтобы поддержать
репутацию честного и прямого человека и бьются за самоуважение. Каждый человек
защищает, прежде всего самого себя, а самосохранение - есть основной закон
жизни. Поэтому люди стремятся делать то, что делает их приемлемыми для самих
себя. Совесть вычеркнуть трудно.
Независимость часто свойственна тем, кто презирает авторитетные фигуры и нелегко
меняет свои взгляды.
Уважение к себе, в частности, зависит не от способностей или красоты, которые
могут стать предметом гордости, а от спонтанной любви и уважения тех, с кем
человек себя идентифицирует. Ощущение собственной ценности основывается не на
каких-то успехах, а впитывается как общий эмоциональный фон от любящих
родителей. Шаблоны чувств, установившихся в детстве, обычно проносятся через всю
жизнь. Чувства других переносятся на себя. Поэтому счастливые браки наиболее
возможны у детей счастливых супружеских пар. И напротив, низкий уровень
собственного достоинства проявляется у объектов собственнической любви.
Родители, которые не уверены в себе, часто самоутверждаются за счёт вольного и
невольного принижения окружающих.
То, как человек воспринимает 'реальность' связано с его эмоциональным отношением
к другим людям. Лицо, которому человек особенно предан, становится тем
стандартом, по которому определяются другие объекты. И 'человеческий фактор',
личное влияние всегда убедительнее самых весомых аргументов.
Психотерапия как 'мирское обращение' иногда позволяет убедить клиента в том,
чтобы он определил себя заново с новой точки зрения. Психолог в этом случае не
лечит человека, а создаёт ситуацию, при которой человек сам в состоянии себя
вылечить.
Человек, который плохо приспособлен к окружающему, приспосабливается не путём
изменения какой-то части мира, а изменяя свои взгляды на него. Мир меняется,
когда меняемся мы. Новым может стать имя, распорядок и весь уклад жизни,
избираются новые цели.
Знание - это источник силы, ибо знание облегчает контроль. Человек, который
понимает, что и как происходит, может изменить ход событий в свою пользу.